А29.
Стили и функционально-смысловые типы речи.
Стили речи
Художественный стиль:
Публицистический стиль:
Деловой стиль используется, чтобы точно передавать деловую информацию. Основной функцией научного стиля речи является точное изложение научной информации. Область применения разговорного стиля – общение в неофициальной обстановке.
Научный стиль речи — стиль, которому присущ ряд особенностей: предварительное обдумывание высказывания, строгий отбор языковых средств, монологический характер. Характеризуется логичностью, последовательностью и ясностью.
Хотя в русском языке есть пять стилей речи: научный, официально-деловой, разговорный, художественный и публицистический, в ЕГЭ представлено только два стиля: художественный и публицистический.
Почему нет остальных? К тексту, помимо задания А29, относятся такие, как В8 (определение изобразительно-выразительных средств) и С1 (написание сочинения-рассуждения).
Подумай, как можно говорить о достоинствах разговорного стиля или написать сочинение по тексту научного или официально-делового стиля?!
Поэтому 5-ege.ru остановился именно на вопросе о том, как различить текст художественного и публицистического стилей (картинки выше).
https://5-ege.ru/stili-i-tipy-rechi/
Типы речи
описание | повествование | рассуждение |
это словесное изображение кого-либо или чего-либо | это рассказ о событиях | это словесное изложение, разъяснение и подтверждение какой-либо мысли |
Вспомни, как ты описываешь фотографию или картину. | Вспомни, как ты пересказываешь фильм или сюжет книги | Вспомни, как ты строишь речь, когда пытаешься кого-либо убедить в своей точке зрения. |
ОПИСАНИЕ= ПРИЗНАК1+ПРИЗНАК2+ПРИЗНАК3 | ПОВЕСТВОВАНИЕ= СОБЫТИЕ1+ СОБЫТИЕ2+ СОБЫТИЕ3 | РАССУЖДЕНИЕ= СУЖДЕНИЕ1+ СУЖДЕНИЕ2+ СУЖДЕНИЕ3 |
Разбор задания.
Какой (-ие) тип (-ы) речи представлен (-ы) в предложениях 1-5?
1) описание
2) повествование и рассуждение
3) повествование и описание
4) повествование
(1)В детстве я ненавидела утренники, потому что к нам в садик приходил отец. (2)Он садился на стул возле ёлки, долго пиликал на своём баяне, пытаясь подобрать нужную мелодию, а наша воспитательница строго говорила ему: «Валерий Петрович, повыше!» (3) Все ребята смотрели на моего отца и давились от смеха. (4)Он был маленький, толстенький, рано начал лысеть, и, хотя никогда не пил, нос у него почему-то всегда был свекольно-красного цвета, как у клоуна. (5)Дети, когда хотели сказать про кого-то, что он смешной и некрасивый, говорили так: «Он похож на Ксюшкиного папу!»
Рассуждаем так. С первого по третье предложения излагаются события в хронологической последовательности. Значит, перед нами – повествование. А в предложениях 4-5 представлен портрет отца, то есть это описание.
Таким образом, правильным является вариант №3.
Рекомендуем: